Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации

◊ Добро пожаловать на сайт Посольства Республики Узбекистан ◊



google по сайту
 

 

1 декабря 2015

 

Развитие избирательного законодательства – важное условие дальнейшей демократизации государства

 

В Ташкенте состоялся международный «круглый стол» на тему «Демократизация избирательной системы и законодательства: опыт Узбекистана и зарубежных стран».

Мероприятие организовано Центральной избирательной комиссией (ЦИК) Республики Узбекистан совместно с Сенатом и Законодательной палатой Олий Мажлиса, Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте страны, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Всемирной ассоциацией избирательных органов, Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане.

Целью проведения «круглого стола» стало обсуждение вопросов развития национального избирательного законодательства, опыта зарубежных стран, ознакомление международного сообщества с принятыми мерами по реформированию избирательной системы Узбекистана.

В работе форума приняли участие члены ЦИК Узбекистана и территориальных избирательных комиссий, сенаторы и депутаты, представители политических партий и Экологического движения Узбекистана, министерств и ведомств, негосударственных некоммерческих организаций, эксперты Всемирной ассоциации избирательных органов, ОБСЕ, ученые и специалисты в области избирательного права из Франции, Республики Корея, Латвии, а также представители средств массовой информации.

В ходе мероприятия отмечалось, что за годы независимости в Узбекистане благодаря последовательной, поэтапной модернизации политической, государственной, правовой систем была создана отвечающая самым высоким демократическим требованиям национальная избирательная система. На ее основе полностью реализуется право граждан на участие в управлении делами общества и государства. При этом важное значение имеет законодательное закрепление в Конституции и законах республики демократических принципов проведения выборов, сформированных на основе общепризнанных международных норм и принципов.

В основу национальной модели государственности Узбекистана заложены принципы свободы выбора и волеизъявления граждан, прежде всего конституционное право каждого избирать и быть избранным в органы государственной власти. Реформы в избирательной сфере имеют системный, последовательный и взаимосвязанный характер и направлены на обеспечение свободы выбора и развитие национального законодательства о выборах.

Подтверждением эффективности глубоких преобразований в данной сфере стали состоявшиеся в 2014 году выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также выборы Президента Республики Узбекистан в 2015 году. Их итоги стали важной вехой в формировании органов государственной власти, укреплении демократических основ народовластия, дальнейшем развитии страны по пути построения правового государства и сильного гражданского общества.

Выдвинутая Президентом Исламом Каримовым Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране ознаменовала собой новый этап совершенствования сферы государственного и общественного управления, правовой системы. Внесенные в связи с этим изменения в избирательное законодательство способствуют укреплению принципов открытости и прозрачности избирательного процесса, развитию имеющихся механизмов свободного волеизъявления граждан.

При этом важнейшей особенностью национальной избирательной системы является функционирование независимых избирательных комиссий, обеспечивающих организацию и проведение выборов на основе открытости и гласности в полном соответствии с требованиями закона. Также отмечалась роль органов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества в обеспечении демократических выборов.

Придание ЦИК Узбекистана статуса конституционного органа, занимающего особое место в системе государственной власти, который обеспечивает на практике подготовку и проведение выборов без всякого вмешательства других государственных органов, явилось еще одной важнейшей гарантией всестороннего обеспечения демократичности, открытости и гласности выборов.

В качестве конституционной нормы закреплена демократическая система формирования Центральной избирательной комиссии, основные принципы ее деятельности. В соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе обеспечена ее финансовая независимость. Благодаря расширению полномочий и укреплению своего статуса ЦИК получил возможность еще более эффективно и тесно сотрудничать с национальными и зарубежными партнерами. Сегодня Центризбирком Узбекистана является полноправным членом Всемирной ассоциации избирательных органов, налажено сотрудничество с избирательными комиссиями стран СНГ, Европы, Азии, а также ПРООН, ОБСЕ, ШОС.

В ходе мероприятия состоялся обмен мнениями по различным аспектам избирательной системы и законодательства о выборах, в том числе актуальным вопросам правоприменительной практики, финансирования избирательной кампании, ответственности участников избирательного процесса, межпартийной конкуренции.

По мнению участников, развитие политического плюрализма и многопартийной системы, повышение роли политических партий в системе представительной демократии являются результатами демократических преобразований в Узбекистане. Накопленный опыт, особенно в ходе последних выборов, а также изучение и анализ зарубежной практики выдвигают на повестку дня вопрос разработки и принятия Избирательного кодекса Республики Узбекистан, что нацелено на унификацию правовых норм национального законодательства о выборах.

Экспертами также отмечалась важность разработки и внедрения в выборные процессы информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день ИКТ не только формируют технологическую среду для модернизации системы государственного управления, но и способствуют демократизации и либерализации общественной жизни. В этой связи в ходе «круглого стола» обсуждены вопросы зарубежной правоприменительной практики функционирования единого электронного реестра избирателей, а также создания правовых основ формирования и использования единого электронного списка граждан. Это может способствовать еще большему усилению гарантий избирательных прав граждан, дальнейшему обеспечению принципов открытости и прозрачности всего избирательного процесса.

«Круглый стол» прошел в форме открытого и конструктивного диалога, живой дискуссии, по итогам которой приняты рекомендации по дальнейшей демократизации избирательного законодательства и практики. Участники мероприятия пришли к единому мнению о том, что с учетом задач, намеченных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, последовательно осуществляемые в Узбекистане реформы, в том числе и в сфере обеспечения свободы выбора и развития избирательного законодательства, направлены на укрепление гарантированных конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Некоторые из участников мероприятия высказали свои мнения и оценки по обсужденным вопросам в интервью ИА «Жахон».

Дьердь Сабо, Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане:

- Узбекистан последовательно совершенствует свое избирательное законодательство с учетом международных стандартов и национальных особенностей. В данном процессе осуществляется плодотворное международное сотрудничество, в том числе и с ОБСЕ и ее институтами. В частности с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое участвует в наблюдении за выборами в республике и дает свои заключения и рекомендации. Представители БДИПЧ/ОБСЕ также участвуют в сегодняшнем «круглом столе» с тем, чтобы оказать дальнейшее содействие в улучшении вашей избирательной системы и законодательства в Узбекистане.

По линии Координатора проекта ОБСЕ в стране осуществляются конкретные проекты в данном направлении. В частности, в настоящее время делегация ЦИК Узбекистана находится в  Великобритании и Дании с целью изучения опыта по созданию единого электронного списка избирателей. Такой «электронный реестр» - важное условие проведения открытых и демократичных выборов, высокого уровня их проведения. Так как в наше время научно-технического прогресса необходимо использовать все возможности информационно-коммуникационных технологий, тем более что имеется большая мобильность общества, то есть люди находятся в динамике, ездят по стране, по миру, и электронный список даст возможность обеспечить соблюдение принципа «один человек – один голос».

Несмотря на то, что выборы прошли недавно, необходимо уже сейчас начинать подготовку к следующим выборам. Мы готовы к дальнейшему сотрудничеству в данной сфере и важно, что проводятся встречи, подобные этой, на которых можно обсудить актуальные вопросы институциональных основ электоральных процессов и организационных аспектов.

Арнис Цимдарс, председатель Центральной избирательной комиссии Латвийской Республики:

- Очень важное значение имеет обмен опытом в области избирательного законодательства. Изучая позитивную практику развитых стран можно с учетом национальных особенностей принять наиболее правильные решения. Я с радостью поделюсь со своими коллегами из ЦИК Узбекистана о том, как мы в Латвии внедрили свой электронный реестр избирателей. Надеюсь, что он будет полезен для Узбекистана. Я также планирую поделиться информацией о тех рисках, с которыми сталкивалась Латвия, что, думаю, поможет Узбекистану избежать подобные ситуации.

Ким Юнг Так, менеджер по вопросам развития информационных и коммуникационных технологий Всемирной организации информационных органов:

- Я рад участвовать в сегодняшнем «круглом столе». Для совершенствования открытой и справедливой избирательной системы Узбекистана организация подобных мероприятий очень полезна, так как они способствуют дальнейшей оптимизации избирательных процессов и проведению честных и прозрачных выборов.

Кодифицирование избирательного законодательства, то есть принятие отдельного избирательного кодекса – важный фактор в проведении демократических выборов в любой стране. Поэтому, так как здесь прозвучали подобные рекомендации, думаю, что необходимо всесторонне изучить необходимость такого действия.

Ракэн Жорж, почетный вице-президент счетной палаты г.Тулуза (Франция):

- Сегодняшняя встреча имеет очень большое практическое значение, так как она собрала вместе иностранных и местных экспертов в области выборов, а также представителей ОБСЕ. Я высоко оцениваю уровень организации «круглого стола», а также интересные доклады и дискуссии.

Могу констатировать, что Республика Узбекистан находится на высшем пороге демократии.

Хотел бы сказать, что в этой стране, в отличие от Франции не имеется проблем с явкой избирателей. Электорат очень активно пользуется своим конституционным правом и участвует тем самым в демократическом управлении страной.

Считаю, что избирательное законодательство вашей страны весьма полно охватывает весь круг вопросов, регулирующих электоральные процессы, а также открыто для всех политических партий, то есть учитывает их интересы. Я был впечатлен верой узбекского народа в свой парламент и считаю это ярким выражением социального прогресса. В моей стране, к сожалению, мы не можем этого наблюдать.

Я также впечатлен уровнем участия женщин в политической жизни страны, в частности в представленности их в национальном парламенте, что также может служить хорошим примером для Франции.

 

ИА «Жахон

 

 

 

 

Телефон: (499) 230-00-76, 230-00-78; Факс: (499) 238-89-18
Адрес: 119017, Российская Федерация, г. Москва, Погорельский переулок, 12
E-mail:
info@uzembassy.ru