Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации

◊ Добро пожаловать на сайт Посольства Республики Узбекистан ◊



google по сайту
 

 

Интеллектуальный потенциал страны

 

05.07.2015

 

Наша молодая республика стоит на пороге 24-й годовщины провозглашения независимости, открывшей путь к национальному возрождению и интеграции в мировое сообщество, преобразованиям в экономической, социальной и других сферах. Достижения Узбекистана — нашей любимой Родины основаны на глубоко продуманной внутренней и внешней политике, направленной на созидание и повышение уровня благосостояния народа, взаимовыгодное партнерство, добрососедство и взаимоуважение. С успехами узбекистанцев, социально-экономическим развитием республики читатели «НС» познакомятся в специальных материалах под рубрикой «Время великих свершений».

Также газета «Народное слово» опубликует 24 рассказа. Они о великих преобразованиях в республике, народ которой взялся полностью переустроить свою жизнь. Пройден сложный, напряженный, требующий мобилизации всех усилий и самоотдачи путь в 24 года. Летопись о свершениях в приоритетных областях, воплотившаяся в цикл «Узбекистан вчера, сегодня, завтра» из 24 аналитических материалов, вобравших события прошлых лет, динамизм произошедших огромных реформ, редакционный коллектив посвящает независимости Узбекистана, устремленного вперед, к великой цели.

В век глобализации уровень развития страны определяется не только социально-экономическими, культурными показателями, в оценке силы и мощи опираются во многом и на ее интеллектуальный потенциал. Ведь именно научно-технический прогресс является центральным звеном всестороннего развития и движения вперед государства и общества.

Наша страна богата молодыми талантами. Благодаря созданным условиям они реализуют возможности, вносят вклад в процветание страны. Однако в век динамичного развития необходимо постоянно самосовершенствоваться, повышать квалификацию на основе передовых достижений мировой науки. В этом молодым ученым и специалистам помогает фонд «Истеъдод», созданный в 2003 году в соответствии с Указом главы государства «О совершенствовании системы повышения квалификации и стажировки перспективных молодых педагогов и научных кадров».

— Главными задачами нашего фонда является повышение интеллектуального потенциала нашей республики, установление взаимовыгодных связей с ведущими зарубежными научными образовательными цент­рами, — говорит заместитель исполнительного директора доктор политических наук Дониёр Абидов. — Деятельность фонда направлена на более широкий охват усердных, целеустремленных представителей науки, педагогов и оказание им содействия в повышении квалификации за рубежом.

На основе рекомендаций соответствующих образовательных и научных учреждений фонд отбирает молодых специалистов и ученых. Затем совместно с Государственным центром тестирования выявляет из них самых лучших, которые отправляются на стажировку. За последние годы пополнили багаж знаний и навыков немало одаренных представителей науки, перспективных педагогов. Вернувшись на Родину после стажировки, они успешно продолжают деятельность, делятся полученными знаниями и опытом со своими коллегами.

Более 800 молодых педагогов и научных сотрудников смогли повысить квалификацию за границей именно благодаря грантам фонда «Истеъдод». Свыше 300 представителей нашей страны приняли участие в международных симпозиумах, форумах, конференциях, что свидетельствует о растущем интеллектуальном потенциале нашей республики.

Фонд принимает участие в образовательных проектах Евросоюза по программе «Темпус», объединяющей ряд зарубежных и отечественных университетов, а также несколько крупных предприятий страны. Это позволяет наряду с повышением квалификации слушателей одновременно готовить специалистов для ведущих промышленных компаний республики.

Положительные результаты вот уже который год также дает многоступенчатая система повышения квалификации молодых педагогов в сфере туризма. Ее суть заключается в том, что сначала преподаватели высших и средних специальных образовательных учреждений проходят семинары-тренинги на местном уровне с участием международных специалистов. Затем лучшие из них отправляются за рубеж для повышения квалификации.

С января 2013 года организованы курсы по повышению квалификации слушателей по методике «case-study». Во исполнение постановления главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» фонд запустил трехступенчатый образовательный проект по повышению квалификации преподавателей английского языка всех уровней образования. Совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Ташкентским представительством Британского совета, Республиканским языковым центром и Узбекским государственным университетом мировых языков разработан целый ряд программ. В соответствии с ними около 90 преподавателей английского языка успешно прошли курсы повышения квалификации в Лондонском университете «Метрополитен» и Норвичском институте языкового образования. К слову, в последний вуз скоро поедут 16 педагогов английского языка, а грантополучатели по немецкому языку — в Бремерхафенский университет Германии.

В фонде действует Центр дистанционного обучения, открытый специалистам из любых уголков страны. В нем курсы по программам зарубежных вузов прошли многие профессора и преподаватели. Разработаны и отечественные программы обучения. При помощи портала www.istedod.uz преподаватели могут повысить квалификацию по таким направлениям, как информационные технологии и дистанционное обучение, основы духовности и просветительства, инновационные технологии в учебном процессе, организация воспитательной работы. Отдельно функционирует курс управления образовательными учреждениями для руководителей как высших, так и средних специальных, профессиональных учебных заведений.

На данный момент специалисты центра разрабатывают новые дистанционные программы по курсам «Критерии духовного, гармоничного развития личности» и «Технология воспитания, направленная на гармонично развитое поколение», ведется обновление курсов «Инновационные технологии» и «Информационные технологии и дистанционное обучение». На постоянной основе проводятся консультации для преподавателей образовательных учреждений.

Специалисты фонда «Истеъдод» едины во мнении, что интеллектуальный потен­циал — это опора, будущее каждой страны. Повышение интеллектуального потенциала Узбекистана должно обеспечить его дальнейшую интеграцию в мировое сообщество, чему в нашей стране уделяется большое внимание.

Узбекистан – вчера, сегодня, завтра.

Путь в 24 года: подготовка кадров

Экономическое и социальное благополучие жителей страны во многом зависит от уровня их профессиональных знаний и компетентности, гражданской зрелости и патриотизма, способности последовательно и настойчиво осуществлять намеченное. В своей программной работе «Узбекистан, устремленный в ХХI век» Президент Ислам Каримов об этом сказал так: какие бы задачи мы сегодня ни ставили, какие бы проблемы нам ни приходилось решать, в конечном итоге все упирается в кадры и только в кадры.

Процесс формирования реального кадрового и интеллектуального потенциала любой страны, как известно, берет начало со школьной скамьи и продолжается в средних специальных, профессиональных и высших учебных заведениях. Поэтому создание собственной национальной образовательной модели, утверждающей такие важнейшие принципы, как поэтапность и непрерывность обучения, соответствие его мировым стандартам, легло в основу государственных приоритетов. Поэтому каждый год в независимом Узбекистане отмечен глубокими и качественными переменами, происходящими в сфере просвещения.

Отказ от устаревших образовательных норм произошел в 1997 году после IХ сессии Олий Мажлиса. На ней и были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров.

Тогда жесткая и принципиальная оценка руководством страны была дана прежнему состоянию важнейшей отрасли. Одним из первых Узбекистан признал ущербность и несостоятельность прежней, доставшейся от советского периода, системы подготовки кадров. Среди серьезных минусов назывались унаследованные от прошлого закрытость, невосприимчивость к мировому опыту, технологическая отсталость и догматизм. Все это стало тормозом для дальнейшего продвижения реформ.

Перед молодым государством остро встала проблема выбора: переломить ситуацию, готовить кадры, не уступающие по профессионализму развитым странам, или же все оставить как есть, обрекая себя на отсталость и изоляцию. Узбекистан сделал выбор в пользу будущего.

I этап Национальной программы по подготовке кадров (1997—2001 годы)

Это время создания правовых, кадровых, научно-методических условий для реформирования образования. На их основе разработаны учебные программы, определены квалификационные требования к подготовке и переподготовке кадров. Республика приступила к решению одной из острейших проблем переустройства образования.

В эти годы изменения произошли не только по форме, но и самой сути образования, ставшего непрерывным.

Ныне система включает в себя дошкольное, 9-летнее общее, 3-летнее среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Четверть века назад 43 процента школ находились в приспособленных зданиях.33 процента из них строились еще в 40—60-х годах прошлого столетия из глины и сырого кирпича методом хашара.

В соответствии с принятой программой в стране введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме 9+3. После девяти лет учебы в общеобразовательной школе каждый обучается в колледже или лицее, получая с общими дисциплинами востребованную специальность.

По желанию любой может продолжить образование в вузе, получив там степень бакалавра и магистра.

В конце ХХ столетия, по прошествии трех лет с начала воплощения грандиозной идеи, страна подводила первые итоги ее реализации. На международной конференции под эгидой ЮНЕСКО представители более 40 стран имели возможность убедиться воочию, сколь многое сделано в Узбекистане для подготовки специалистов, чей профессиональный уровень будет отвечать требованиям современности.

От осуществления грандиозной программы зависело, придут ли знающие и толковые специалисты в наступающем веке на производство, окажутся ли способны работать по передовым технологиям, обеспечивать движение научно-технического прогресса. Следовательно, на какое из ведущих мест сможет претендовать государство в мировом сообществе.

По завершении первого этапа Национальной программы были озвучены конкретные цифры сделанного: в начале двадцать первого века свыше пяти тысяч юных узбекистанцев получили дипломы об окончании учебных заведений нового типа. На той конференции было сказано, что система ССПО будет представлена свыше 1 500 колледжами и лицеями, в которых будут набираться знаний и овладевать профессией полтора миллиона ребят, а в среднем ежегодно заканчивать 500 тысяч человек.

II этап (2001—2005 годы) — можно назвать одним словом — «качество».

Логическим продолжением переустройства сферы знаний явилась Государственная общенациональная программа развития школьного образования на 2004—2009 годы. В течение этих лет из 9 779 школ было отремонтировано 8 501 на 3 миллиона 12 тысяч учащихся. На эти цели израсходовано 1,4 триллиона сумов. (Курс ЦБ РУ на 06.07.2015, 1$=2555.60 сум)

 При школах было организовано 1 074 информационно-ре­сурсных центра. Все школы оснащены современным учебным оборудованием, действуют компьютерные классы, использующие электронно-информационную сеть «ZiyoNet». Стирается различие в условиях обучения между городом и селом.

 

И еще — если в 1991 году в школах работали 380 тысяч педагогов и из них лишь 238 тысяч имели высшее образование, то в 2011 году учителей насчитывается 416 188 и почти 74 процента имеют диплом о высшем образовании.

Показательный факт: до 1995 года ни один учащийся не принял участие в международных предметных олимпиадах, а уже с его отсчета по 2011 год узбекские школьники завоевали в этих творческих соревнованиях 157 медалей, из которых 20 — золотые.

Среди стран Центральной Азии только в нашей республике школьное обучение регламентировано на семи языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, таджикском, киргизском, туркменском.

В тот период руководство страны одновременно решает вопрос подготовки преподавателей, что будут обучать воспитанников лицеев и колледжей. К 2001 году повышение квалификации, в том числе и за рубежом, прошли более 20 тысяч человек. В 2003 году Кабинет Министров издает постановление «О мерах по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений». Тогда 17 тысяч абиту­риентов были приняты на педагогические направления бакалавриата. Для повышения квалификации преподавателей лицеев и колледжей при 33 вузах были организованы институты, центры, факультеты, охватывающие 8 тысяч педагогов в год. Впервые вводятся мощные стимулы в виде дифференцированной оплаты труда для работников нового типа образовательных учреждений. Существенная надбавка к зарплате предусмотрена для тех, кто использует интерактивные методы и новые информационные технологии.

В 2001 году открываются трехгодичные заочные отделения бакалавров при педагогических университетах для приема имеющих среднее специальное педагогическое образование. В тот год в 8 вузов страны поступило 1 200 человек. В 2002/2003 учебном году уже 13 вузов предоставило 3 000 мест, 1 200 из которых явились бюджетными.

К этому периоду в высшей школе разработаны образовательные стандарты по 131 направлению в бакалавриате и 644 специализации в магистратуре. Реализуется концепция обновления учебников. В 2002 году создано и вышло из печати 2 303 наименования новых учебников и пособий. Помогло снять напряжение с необходимой литературой создание электронных версий текстов лекций и учебников на дискетах и CD-дисках 11 тысяч наименований. Внедрение информационных технологий сократило расходы на обучение на 30—40 процентов.

Знаменателен 2001 год первым выпуском магистров, отличающихся новым экономическим мышлением, способных работать в условиях рынка, умеющих конструктивно подходить к проблеме, добиваться поставленных целей.

Указ Президента об образовании фонда «Истеъдод» в 2003 году сконцентрировал усилия на совершенствование системы повышения квалификации и стажировки талантливой молодежи. Поставлена задача — перенять самые прогрессивные мировые достижения, обогатиться последними изысканиями научной мысли. Молодые одаренные педагоги и научные кадры направляются за границу по конкретным программам. Изучив прогрессивные технологии, внедряют в Узбекистане все лучшее из мировой практики. Опубликованный Указ Президента «О совершенствовании системы повышения квалификации и стажировки перспективных молодых педагогов и научных кадров» дал начало новому этапу.

На III этапе (2005 и последующие годы) происходит совершенствование системы с учетом новых реалий.

Последний выпуск после «десятилетки» в стране состоялся в 2008 году. С 2009 года все окончившие девятые классы продолжают обучение в лицеях и колледжах. К 2012 году в республике действует 1 537 лицеев и колледжей, в которых заняты 115 тысяч педагогов. 28 мая 2012 года Президентом принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки и укомплектования квалифицированными педагогическими кадрами средних специальных, профессиональных образовательных учреждений». В его рамках аттестацию прошли директора лицеев и колледжей. Последующее постановление главы государства о новых тарифных ставках мастеров производственного обучения и пересмотре оплаты труда педагогов затронуло, кроме учителей, 12 447 мастеров, работающих в системе ССПО.

Вместе с получением широких знаний и профессиональных навыков введено обязательное изучение иностранных языков, необходимых для овладения огромным мировым интеллектуальным богатством.

Вот и число высших учебных заведений за годы независимости выросло в два раза, в 59 университетах и институтах обучаются свыше 230 тысяч студентов. Все они, будучи абитуриентами, прошли тестовый отбор. Внедренная в 1993 году новая система оценки знаний поступающих в высшую школу молодых людей доказала свою объективность в сравнении с применяемой ранее экзаменационной проверкой знаний.

В Узбекистане функционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии — Вестминстер­ского университета, Сингапурского института развития менеджмента, Туринского политехнического университета, Российского университета нефти и газа, Московского государственного университета, Российского экономического университета.

2012 год — создание Национальным университетом, Академией наук совместно с Кемб­риджским университетом (Великобритания) учебно-экспериментального Центра высоких технологий. Его основная задача — обучение одаренных студентов, аспирантов и молодых ученых современным методам проведения прикладных инновационных научных исследований и разработок в сфере химии, физики, биологии, биохимии, биофизики, геологии и геодезии.

В вузах страны активно идет процесс инте­грации образования, науки и производства.

Студенты участвуют в научных исследованиях, занимаются инновационной деятельностью, в том числе по заказам предприятий. Если объем хоздоговорных научно-исследователь­ских работ в 1998 году составил 106 мил­лионов сумов, то в 2001 году — 314 миллионов. В тот же год только по грантам иностранных фондов выполнено научных работ на сумму чуть менее 850 тысяч долларов. Об эффективности разработок молодых новаторов можно судить по результатам ежегодно проводимых республиканских ярмарок инновационных идей, технологий и проектов. Так, в 2011 году были заключены договоры на внедрение созданных технологий и разработок на 3 миллиарда 579,4 миллиона сумов.

В 2015 году на данном форуме демонстрируется 500 инновационных разработок для предприятий нефтегазового сектора, химической, горнодобывающей, перераба­тывающей отраслей, здравоохранения, сельского хозяйства и иных сфер. По итогам восьмой по счету ярмарки подписано свыше 1,2 договоров на сумму более 25 миллиардов сумов.

Важным фактором дальнейшего развития системы образования стала утвержденная постановлением Президента Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011—2016 годы. Уже в конце 2014 года выполнены работы по строительству и реконструкции 19 вузов на 230 миллиардов сумов. Построены новые учебные корпуса в Андижанском государственном университете, Бухарском инженерно-технологическом институте, Национальном университете. Образован Ташкент­ский государственный стоматологический институт с филиалами в четырех городах. Совместно с корейскими партнерами открыт университет Инха в Ташкенте по информационно-коммуникационным технологиям.

Трудоустройство молодежи стоит на повестке дня принимаемых решений на всех уровнях. Утвержденная Олий Мажлисом в 2012 году Программа создания новых рабочих мест предусмотрела из 967 тысяч предоставить 445 тысяч молодежи. Заключаются трехсторонние договоры (колледж/вуз — предприятие — учащийся/студент) для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства выпускников среднего специального образовательного учреждения и вузов.

С Указом Президента «О дополнительных мерах по во­влечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность» во всех колледжах в учебный план введен 80-часовой предмет «Основа предпринимательства и бизнеса», организованы курсы «Создай свой бизнес».

Результативным явился проект «В бизнес — с дипломом!» Трудно переоценить сам факт: в 2014 году трудоустроено свыше 600 тысяч выпускников. А решившим заняться собственным бизнесом коммерческими банками выделено около 200 миллиардов сумов льготных кредитов.

Постановление Президента от 10 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Разработаны госстандарты и учебный план, пособия, учебники с мультимедийным приложением, чтобы с 2013/2014 учебного года иностранный язык в начальной школе изучался с первого класса. В системе начального обучения открыто 17 222 кабинета английского языка для учащихся 1—4-х классов, оснащенных DVD-плейерами, наглядными пособиями. Для повышения квалификации в 567 опорных школах организованы курсы.

Среди огромного количества событий, связанных с переустройством образовательной системы республики, невозможно не выделить особо примечательное и знаменательное. Во Дворце симпозиумов в Ташкенте 17 февраля 2012 года состоялась международная конференция «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», организованная по инициативе Президента Ислама Каримова. В форуме приняли участие 270 представителей из 48 государств и 8 международных организаций: ООН, Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, руководители системы образования, ученые из Великобритании, Германии, Италии, Китая, США, Южной Кореи, Японии, России и других государств.

Одним из пунктов принятой на нем резолюции рекомендовано изучить опыт Узбекистана по внедрению Национальной программы, основанной на концепции «Образование для всех через всю жизнь».

О впечатлении от результатов реализации Национальной программы на зарубежных гостей ярко говорят слова выступившего на форуме президента Азиатского банка развития Харухико Куроды: модель образования Узбекистана включает в себя не только физические объекты, которые сами по себе являются первоклассными. Она основывается на качестве — качестве учителей, студентов, программ и, в конечном итоге, качестве знаний. «Узбекская модель» образования учитывает потребности, связанные с глобализацией, и представляет собой инструмент обеспечения позитивной и продуктивной роли Узбекистана в Азии и за ее пределами.

Сегодня уникальность «узбекской модели» подготовки кадров признана всем мировым сообществом. Главной отличительной чертой стала ее целостность, системный подход, где составляющими единого процесса являются личность, государство и общество, непрерывное образование, наука и производство.

По темпам роста ВВП Узбекистан находится среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Это позволяет постоянно увеличивать средства, направ­ляемые на социальную сферу, в том числе на образование. В общей сложности около 60 процентов расходов Государственного бюджета идет на эти цели.

Исследования АБР «Азия-2050» предрекают такую картину в 2050 году, которую обрисовал Курода, отметив, что экономики будущего — это те экономики, которые оперируют на острие знаний, науки и технологических инноваций. Такие экономики станут наиболее конкурентоспособными и продуктивными. Они позволят пройти фазу развития страны со средними доходами и достичь уровня страны с высокими доходами. Эти экономики знаний будут опираться на достижения в области образования, технологическое превосходство и предпринимательскую энергию.

Выбранная стратегия Узбекистаном в подготовке кадров дает все основания полагать, что в середине XXI века наша страна явит собой ту экономику, что обеспечит мощь страны и благополучие ее граждан. Это есть главная цель, ради которой мы добились независимости, во имя чего строится наша жизнь и осуществлена беспримерная по масштабам Национальная программа по подготовке кадров.

 

«Народное слово»

 

 

 

 

Телефон: (499) 230-00-76, 230-00-78; Факс: (499) 238-89-18
Адрес: 119017, Российская Федерация, г. Москва, Погорельский переулок, 12
E-mail:
info@uzembassy.ru