Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации

◊ Добро пожаловать на сайт Посольства Республики Узбекистан ◊



google по сайту
 

 

26 апреля 2016

 

Развитие «Электронного правительства» в Узбекистане 

В Узбекистане с первых дней обретения независимости внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных задач государственной политики, что способствует достижению существенных результатов в деле формирования национального информационного пространства, повышения эффективности работы управленческих систем.

Использование IT-технологий обеспечивает прозрачность деятельности государственных органов, создает условия для активного участия граждан в процессе принятия важных управленческих решений, затрагивающих их интересы. Кроме того, широкое применение ИКТ способствует улучшению условий ведения бизнеса, росту конкурентоспособности национальной экономики, качества жизни населения страны. 

С помощью Всемирной паутины 100% налоговой и статистической отчетности пользователи сдают в электронном виде. Обеспечен полный переход на электронное декларирование товаров и регистрацию экспортно-импортных контрактов, что позволило сократить с трех до одного рабочего дня таможенное оформление товаров и оказание других сопутствующих услуг. С развитием онлайн-оплаты налогов, обязательных и коммунальных платежей в соответствующих системах в два раза увеличилось количество пользователей, в 2,3 раза – онлайн-транзакций.

Новый импульс процессам развития коммуникационной среды придаст вступление в силув июне текущего года недавно принятого Закона «Об электронном правительстве». Данный правовой акт формирует прочный базис для дальнейшего углубления реформирования системы государственного управления, повышения ее эффективности. Он предусматривает последовательное внедрение и расширение использования современных ИКТ в системе государственного управления, создание и обеспечение функционирования системы «Электронное правительство», повышение прозрачности и открытости деятельности госорганов, ответственности должностных лиц.

Исполнение Закона также позволит гражданам и субъектам предпринимательства повысить оперативность взаимоотношений с представителями власти, кардинальносократить бюрократические барьеры, упростить процедуры и сроки оказания онлайн-услуг госорганами.

Следует отметить, что на стадии подготовки правового акта учтены концептуальные основы международного законодательства и передовой опыт США, Германии, Австрии, Республики Корея, достигшие существенных результатов в продвижении систем «Электронного правительства».

На сегодняшний день информационное взаимодействие госорганов с юридическими и физическими лицами осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), обеспечивающий доступ к сведениям о деятельности и функциях госорганов, предоставление пользователям возможности обмена данными в электронной форме, оформление запросов через единую точку доступа к интегрированным интерактивным госуслугам.

Функционалодного из главных сегментов системы «Электронное правительство» – ЕПИГУ динамично расширяется, через него оказываются 260 видов интерактивных услуг. Если в 2013-2014 годах предпринимателям и гражданам оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч. Популярными стали онлайн-запись на прием к руководителям госорганов, получение сведений об их деятельности, различных справок и отправка обращений.

Ярким событием 2015 года в данном направлении можно назвать запуск Портала открытых данныхпо адресу data.gov.uz, направленного на повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, развитие гражданского общества через возможность контроля и мониторинга деятельности госорганов, укрепление доверия граждан к органам власти, формирование рынка приложений и сервисов и другие.

На основе информации портала открытых данных можно создать ряд общественно-полезных сервисов. С целью популяризации этой идеи, а также привлечения внимания разработчиков к порталу впервые в Узбекистане был проведен конкурс на создание веб-приложений Хакатон, в ходе которого участники продемонстрировали свои умения по созданию приложений и инфографики.

Наряду с порталом, с 2015 года по адресу regulation.gov.uz начала свою работу Система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ), которая позволяет оценивать вновь принимаемые нормативно-правовые акты. Сегодня на ней со стороны общества ведется постоянный мониторинг на предмет соответствия требованиям законодательства, размещаемых со стороны госорганов проектов нормативно-правовых актов.

В рамках проводимых реформ по созданию «Электронного правительства» с широким внедрением современных IT-технологий принимаются меры по развитию электронного документооборота в судопроизводстве. Так, с 2013 года в хозяйственное судопроизводство внедрена возможность подачи исковых заявлений, направления лицам, участвующим в деле, судебных актов в электронной форме, а с 1 сентября 2014 года – возможность проведения судебного заседания в режиме видеоконфренцсвязи.

В 2015 году в рамках совместного осуществления проекта Агентства США по международному развитию и Программы Развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» в трех судебных залах Высшего хозяйственного суда и хозяйственного суда Ташкентской области было установлено техническое оборудование для осуществления аудио- и видеофиксации судебных заседаний.

Это позволяет оптимизировать и автоматизировать судопроизводство, упростить хозяйственный процесс, что будет способствовать обеспечению его открытости. В перспективе аудио- и видеофиксация судебных заседаний может и вовсе исключить необходимость составления протоколов судебных заседаний в бумажном виде.

Активную работу по внедрению интерактивных государственных и электронных услуг проводит и налоговая служба. Обеспечивается доступ к услугам всех категорий пользователей, независимо от их местонахождения, возможностей и времени суток на бесплатной основе.

Необходимые сведения можно получить на официальном сайтеналоговых органов www.soliq.uz.При этом налогоплательщику зачастую предоставляется персонифицированная информация непосредственно из баз данных налоговых органов или осуществляется прием отчетности, заявлений и других обращений в виде электронного документа. Для субъектов предпринимательства разработаны и внедрены электронные услуги практически по всем направлениям налогового администрирования.

Данные меры способствуют сокращению издержек на взаимодействие юридических и физических лиц с налоговыми органами, повышению прозрачности их деятельности, оперативности выполнения функций налоговых органов по оказанию госуслуг.

Таким образом, в нашей стране осуществляется широкомасштабная работа по формированию открытой, конструктивной среды между государственными органами и гражданами, налаживанию партнерских, эффективных отношений между ними за счет использования потенциала современных ИКТ.

 

ИА «Жахон»

 

 

 

 

Телефон: (499) 230-00-76, 230-00-78; Факс: (499) 238-89-18
Адрес: 119017, Российская Федерация, г. Москва, Погорельский переулок, 12
E-mail:
info@uzembassy.ru